--> Статьи Новости - ДСТ-УРАЛ

Классификация бульдозеров

В отечественном и зарубежном машиностроении бульдозеры классифицируются по классу тяги, мощности двигателя и массе. Принято делить все машины на три класса: легкий, средний и тяжелый. При этом главным критерием считается мощность двигателя.

Легкая категория бульдозеров

бульдозер

К категории «легкий» можно отнести бульдозеры до 100-130 л.с. и рабочей массой до 10-11 тонн (в России такие механизмы соответствуют 1-4  тяговому классу). Эти бульдозеры можно использовать с различным навесным оборудованием на грунтах 1-2 категории плотности. Они предназначены для перемещения грунта, рытья котлованов, возведения насыпей, засыпки траншей, для различного рода подготовительных и зачистных работ. Агрегаты этой категории эксплуатируются также в сельском хозяйстве.

Комплектация бульдозеров выполняется по стандартной схеме:  в передней части – силовой агрегат, сзади – кабина оператора и гусеничный обвод овальной формы. Такие машины производятся на двух базах – на основе пахотно-пропашных и промышленных тракторов.

В первом случае не требуется больших трудозатрат и финансовых вложений. Но у этих бульдозеров слабые тягово-сцепные характеристики и ограниченные возможности агрегатирования. Такие бульдозеры производятся на базе тракторов ДТ-75 ОАО «Казахстантрактор» и ОАО «Волгоградский тракторный завод», ВТ-100 и ВТ-150 ОАО «ВгТЗ». На всех перечисленных моделях используют механическую коробку передач. К минусам этой гусеничной техники можно отнести одну характерную особенность – «дифферент на нос». Использование  подрессоренной конструкции опорных катков также негативно влияет на производительность агрегатов. В России бульдозерные отвалы на базе сельскохозяйственных тракторов производят 8 предприятий. Также существуют модификации, но в силу простоты конструкции их немного (различаются только по мощности установленного двигателя). Самые маленькие бульдозеры в мире выпускает американская компания С. F. Struck Corporation. Это небольшой бульдозер, использующийся на садово-огородных участках. Такой мини-бульдозер обладает мощностью 10 лошадиных сил. Он довольно компактный и умещается в кузове легкового фургона.

Бульдозеры, выпускаемые на базе промышленных тракторов, с каждым годом становятся все популярнее. Они появились на рынке в конце 60-х. В то время шло сокращение ручного труда, дорожала рабочая сила, а объемы выработки увеличивались быстрыми темпами. Именно из-за этого возникла потребность в энергонасыщенных бульдозерах, обладающих небольшими габаритами.   
На первых машинах использовали только механическую коробку переключения передач, позже в конце 70-х большое распространение получили гидромеханические, а позже гидростатические трансмиссии. Несколько лет спустя изменения коснулись и бульдозерного отвала, его также гидрофицировали. Фирм-изготовителей промышленных бульдозеров легкого класса достаточно много. Это Caterpillar, Daewoo, Dressta, FIAT-KOBELCO, Hitachi, Komatsu, Walbon и другие. Модификации  бульдозеров разнообразны. Например, с ковшовым скребком используются на карьерах. В горнодобывающей отрасли встречаются машины с поддирочно-погрузочным ковшом и электрическим двигателем. Выпускаются бульдозеры для работы на грунтах с низкой несущей способностью. У них увеличена опорная поверхность, благодаря чему удалось значительно снизить удельное давление на грунт. Кроме того, легкие бульдозеры успешно применяются на лесозаготовочных работах.

Средняя категория

бульдозер б-170

В России это самый популярный вид гусеничной техники. К нему отнесены бульдозерные машины массой 100-300 л.с. Средние бульдозеры предназначены для работ на грунтах 1-4 категории. Они используются в зонах сезонного промерзания и на разработках горных пород.

В нашей стране бульдозеры средней категории уже несколько десятилетий выпускают "ЧТЗ-Уралтрак" и "Промтрактор". С 2000-х годов с ними успешно конкурирует завод "ДСТ-Урал", известный на рынке России и СНГ благодаря внедрению инновационных технологий и минимизации человеческого фактора в производстве.

Одна из популярных машин среднего класса - трактор Т170, ставший базовой моделью бульдозера Б170. Его выпуск ЧТЗ прекратил в 2002 году, заменив модернизированным агрегатом Б10. Бульдозеры комплектуются двигателем Д180.

Тяжелая категория
трактор т-170

Первые бульдозеры тяжелой категории появились только в конце 50-х годов, когда ряд отраслей испытывал острую нехватку в сверхмощной технике. Увеличивались выработки строителей и горнодобытчиков, а обычные бульдозеры не справлялись с возрастающими объемами работ. Наша страна начала производить тяжелую бульдозерную технику одной из первых. Так, на ЧТЗ выпускают 2 модели 25 тягового класса: ДЭТ-250 и ДЭТ-320 и один бульдозер 75 тягового класса - Т-800.