--> Отрасль бульдозеростроения России требует внимания государства! 10-ть необходимых мер поддержки. - ДСТ-УРАЛ

Отрасль бульдозеростроения России требует внимания государства! 10-ть необходимых мер поддержки.

       Крайне неприятной новостью ознаменуется преддверие 70-го юбилея ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.  Реальность банкротства ЧТЗ.

    Как итог всей эпохи перестройки 90-х, "жирных" 2000-хх за счет высоких мировых цен на сырьевые товары, и периода затянувшегося кризиса в РФ 2008-2015гг стало предбанкротное состояние ЧТЗ-Уралтрак. Одна из кузниц ВЕЛИКОЙ Победы в ВОВ, благодаря которому г. Челябинск  обрел второе название - ТАНКОГРАД, фактически может перейти в собственность банкиров с остановкой производства: "Альфа-банк и УВЗ судятся из-за ЧТЗ".

Оригинал материала: http://chel.ru/text/business_news/27550655172608.html

      Завод "ДСТ-УРАЛ" выражает крайнюю озабоченность данным фактом, поскольку успешное развитие по выпуску современных бульдозеров нашим Заводом невозможно без сохранения за Челябинском статуса одной из бульдозерных столиц РФ и мира. 

     Отечественное машиностроение всегда было и остается ключевым фактором общего интеллектуального уровня страны, а конкретно для современной России  - еще и фактором государственной устойчивости.

     На наш взгляд критичная ситуация в бульдозерной отрасли и в целом в машиностроении РФ связана со следующими сложившимися условиями:

1. Принцип построения практически всех машиностроительных производств, созданных в СССР был основан на  массовом выпуске ограниченного числа моделей, и в основном на предприятиях - монополистах. Фактически производства СССР учили "бегать на длинные дистанции" в то время как западные компании учились драться на ограниченных рынках - "рингах".

2. При этом мировая экономика, в первую очередь западная,  оправившись после Второй мировой войны, перешла на новый технологический уровень с широким использованием многофункционального гибкого оборудования и высоким уровнем автоматизации (станки с ЧПУ). Главной целью являлось удовлетворения быстрорастущего разнообразного спроса и работа в условиях крайне высокой конкуренции. Надо отметить, что именно она - конкуренция  и явилась главным завоеванием "запада". Отрасли с искусственно созданной конкуренцией в СССР (например: военное авиастроение),  показали большую эффективность чем "западная" конкуренция. 

3. Завод ЧТЗ в эпоху СССР не работал в конкурентной среде, был построен с расчетом на выпуск тысяч бульдозеров в месяц: огромные специализированные цеха, мощный конвейер. Нарушить такой принцип построения в связи с резким падением спроса на модели бульдозеров ЧТЗ не хватило ни моральной, ни технической возможности всех руководителей завода с 90-х годов.

4. Попытки вывода ЧТЗ на рынок новых моделей не увенчались успехом. И главной причиной явилась недальновидная политика государства, поскольку судьба такого гиганта не может быть отдана на откуп местных властей или вручена в руки одного пусть самого гениального управленца.

5. Имея все потенциала успешного развития после девальвации 1998г. ЧТЗ, как и все машиностроители России столкнулись с главной проблемой развития - резкий рост импорта в первую очередь китайской продукции. При этом продолжал активно расти импорт высококачественных "западных" машин. В том числе с так называемой Российской сборкой, по факту являющейся операциями сборки из транспортного положения - "прикручивание" колес и гусеничных тележек (к примеру, оценка локализации самих "размещенцев" спецтехники http://exkavator.ru/main/news/interview/~id=122967).

6. Фактически Российское машиностроение оказалось между молотом и наковальней. Рынок РФ при этом оказался беспрецедентным по уровню доступности среди всех рынков в мире. На просторах РФ по итогу эксплуатируется техника практически всех производителей, что влечет за собой существенные затруднения по ремонту и обслуживанию. Главной причиной явилось практически "прозрачная" граница РФ в особенности после вступления в ВТО.

7. Машиностроение же РФ не имело для развития ни дешевых кредитов, ни даже собственного внутреннего рынка сбыта - основные потребители массово перешли на качественный импорт или дешевый и при этом вполне работающий и набирающий качество "Китай".

8. При этом происходило постоянное укрепление рубля: рост курса к доллару с 2000г. - 28р/$ и в 2013г. - 32,5р/$ составил 16%. При этом только официальная инфляция РФ составила за указанный период ~450%. И пусть одновременно происходила инфляция доллара 2-3% в год. Тем не менее, реальное укрепление рубля относительно $USA составило 250-275%. http://www.gks.ru/

9. Как результат отрасль специального машиностроения РФ превратилась в банкрота к 2013 году. Четра, ЧТЗ и даже молодой и современный Завод  "ДСТ-УРАЛ" (не обремененный долговой нагрузкой и социальным наследием) абсолютно потеряли потенциал роста, а падение от выпуска 2008-2011гг составили от 30 до 50%. В стране практически остановился выпуск колесных погрузчиков, на минимальном уровне выпуск гусеничных экскаваторов. Доля бульдозеров - последнего оплота специального машиностроения РФ опустилась ниже 50% от количественного объема продаж и существенно менее 50% в денежном выражении.

10. Таким образом, к 2013г. Россия практически превратилась в сырьевой придаток западных стран, новой экономики Китая и еще нескольких "азиатских тигров".  

11. В свою очередь Китай за тот же период 2000-2013гг. создал новую экономику, выстраивая своих лидеров промышленности практически под копирку опыта СССР. Так вертикально интегрированный концерн Wiechai построен по аналогии с ЧТЗ времен СССР и включает двигателестроение, металлургию, производство агрегатов трансмиссии и конечный выпуск спецтехники. И даже по объему выпуска равен бывшему (в эпоху СССР) масштабу ЧТЗ - до 20-ти тыс. единиц машин в год (под маркой и на мощностях Шантуй). Однако важно отметить, что китайский завод выпускает фактически устаревшие, не соответствующие  современным требованиям долгосрочной эксплуатации модели. Именно поэтому они крайне доступны по цене и востребованы в РФ с учетом дорогого лизинга и кредитов. Нигде больше в мире нет такого массово потребления китайской спецтехники.

12. При этом к вступлению РФ в ВТО было полное отсутствие протекционизма со стороны государства Российского. А как было изначально понятно именно протекционизм позволяет членам ВТО сохранять национальные отрасли. Надо отметить,  что инструментарий протекционизма, являясь, членом ВТО у  РФ возник одновременно со вступлением - таможенный союз и соответствующий орган защиты рынка ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия).  

13. Так ЧТЗ-Уралтрак на протяжении нескольких лет пытался использовать инструмент ЕЭК для  ограничения беспредельного импорта китайской продукции, явно подпадающей под  признаки демпинга.  Но только в июле 2014г при фактической остановке производства на ЧТЗ (в том числе забастовки рабочих) антидемпинговое расследование ЕЭК было открыто по заявлению ЧТЗ-Уралтрак. Завод ДСТ-УРАЛ, как участник отрасли, выступил созаявителем в расследовании. http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/02-07-2014-1.aspx

Прошло более  9-ти месяцев. До сих пор решение по антидемпинговым пошлинам в отношении китайских производителей не принято. Основанием является установленные сроки рассмотрения в ЕЭК - ОДИН год. За это время, как говорится в пословице - "либо ишак сдохнет, либо падишах помрет", что собственно и происходит с ЧТЗ, несмотря на весь эффект девальвации рубля 2014г, поскольку негативные факторы копились годами.

Итог: ЧТЗ-Уралтрак не может обслуживать колоссальную кредитную нагрузку и входит в состояние банкротства. Следствием вполне может явиться остановка выпуска бульдозеров на ЧТЗ-Уралтрак.

Подобная ситуация сложилась на большинстве машиностроительных предприятиях РФ. Эффект девальвации 2014г. во многом исчерпан - рост цен на сырье (металл - +30-35%, комплектующие +30-50%), и повышение ЗП вдогонку инфляции. Финансирование развития за счет кредитования полностью остановлено.

 Вывод: Отрасль машиностроение РФ требует оперативных государственных мер поддержки.

На наш взгляд они должны быть следующими.

Необходимые меры  поддержки машиностроительной отрасли России:

1. Создание специального государственного машиностроительного банка (ГМБ) по примеру  проекта МСП банка. В задачах такого банка должны быть прописаны цели обеспечения отечественных машиностроителей кредитными ресурсами на уровне минимальных мировых ставок, но при этом в рублевом пространстве. Кредитования присоединившимися к данному проекту коммерческими банками в рамках программ и под управлением ГМБ.

2. Введение понятия отечественный производитель по критериям: а) степень локализации не менее 50%, определяемое по жесткой методологии и описанной законодательно;  б) владение собственностью не менее 50% и одной акции резидентами РФ со сквозным определением собственников.

3. Законодательное вменение в обязанность министерствам РФ ведение реестров отечественных производителей для применения процедуры льготного кредитования и налогообложения. Подсудность исполнителей по администрированию таких реестров. Вменение в обязанность министерствам инициирования антидемпинговых расследований в ведомых отраслях при определенном уровне падения выпуска продукции, например на 20% по году.

4. Сокращение сроков принятия решений по антидемпинговым расследованиям в ЕЭК до нормальных 2-3-х месяцев.  

5. Реализация законодательного инструмента подобных антидемпинговых расследований на уровне министерств РФ, таможенного комитета РФ. Надо отметить проблему использования странами-участниками таможенного союза преимуществ по доступу к рынку РФ и пробелами законодательства. Зачастую продукция третьих стран выдается за продукцию  с происхождением члена ТС. 

6. Рекомендация региональным профильным министерствам наделение соответствующим функционалом антидемпинговых мер по защите местных производителей сотрудников министерств. С выработкой форм и периодов контроля работы и отчетности.

7. Предотвращение укрепления рубля ниже 50 руб. за 1$ USA, а так же по отношению к Юаню (Р. Китай)  даже при возвращении мировых цен на нефть, газ, цветные металлы к уровням 2013г.

8. Сдерживание по примеру 1998-2000гг цен внутри РФ на газ, дизельное топливо и электро-тарифы до уровня инфляция*0,9 как основных управляемых факторов инфляции помимо ставки рефинансирования. Определение целей минимизации управляющих сигналов инфляции в целом. 

9. Формирование программы поддержки экспорта продукции машиностроения, за счет кредитования зарубежных потребителей специализированным банком (например, создаваемым МГБ или ВЭБ) под гарантии местных банков - стран потребителей.  

10. Наряду с такими мерами следует ввести превентивное изменение гражданского кодекса ГК РФ в части улучшения позиции потребителя относительно производителя/поставщика, что системно предотвратит скатывание в неконкурентные условия и "рынок производителя". Такая мера в целом сгладит негативные последствия  ограничения импорта и способствует долгосрочному повышению качества в отрасли машиностроения РФ. 

 Завод ДСТ-УРАЛ выражает поддержку коллективу "ЧТЗ-Уралтрак" и надеется на скорейшее разрешение сложившийся критической ситуации. И безусловного продолжения выпуска бульдозеров легендарным заводом.  

Коллектив Завода "ДСТ-УРАЛ".