--> История развития бульдозеров с ГСТ О Заводе - ДСТ-УРАЛ

     Еще с советских времен основными поставщиками мощных бульдозеров для отечественной промышленности являются два предприятия — Челябинский тракторный завод — ЧТЗ (в настоящее время — ООО «ЧТЗ-Уралтрак») и Чебоксарский завод промышленных тракторов ЧЗПТ (в настоящее время — ОАО «Промтрактор»). Сегодня парк бульдозерной техники в основном представлен машинами, разработанными ЧТЗ и ЧЗПТ еще в 1980-е годы. Трудные в экономическом плане 1990-е годы оставили свой отпечаток, парк изношен и заполнен устаревшими моделями. И если в нефтегазовой отрасли обновление парка проходило и проходит более-менее стабильно, то в горнодобывающих отраслях наблюдается настоящий провал. Самой массовой машиной, используемой до сегодняшнего дня, является Т-170 производства ЧТЗ. Еще в марте 1988г. тракторостроители приступили к производству Т-170, который оснастили доработанным дизельным двигателем Д180. Трактор внешне очень похож на своего предшественника — Т-130 и отличается от него доработанной трансмиссией. Последней попыткой глубокой модернизации стало в 1991г. начало серийного выпуска нового базового трактора Т-10 с гидромеханической трансмиссией. К сожалению, ни оснащение завода, ни уровень специалистов не позволили новой машине сменить ветерана-трактора Т-170 с механической трансмиссией и устаревшим двигателем Д180.

Всего в эксплуатации в настоящее время, по разным оценкам, находится от 20 до 30 тысяч отечественных тракторов 10-го класса. Объем продаж составил в 2008г. ~ 4-4,5 тыс. единиц, включая до 700 единиц техники китайского производства Шантуй и Шева. Масштабные проекты в российской экономике по развитию сырьевой базы на Урале, в Сибири, запланированные еще до кризиса 2008г., с большой долей вероятности будут реализованы в ближайшие 10 лет. Это потребует, по крайней мере, указанного уровня предложения тракторной техники, например б-10.


Рынок современных бульдозеров российского производства на сегодняшний момент на 50% обеспечивается техникой ЧЕТРА. Однако, уровень цен на нее по многим причинам остается крайне высоким.


Поэтому появление новых образцов современных, надежных машин с нормальным «российским уровнем» цены востребован большинством покупателей, умеющих контролировать свои капитальные затраты.

Полагаю, что перспектива российских производителей средней тракторной и бульдозерной техники класса тяги 8-35 тонн, эксплуатационной массой до 40 тонн может быть реализована при выпуске продукции только на принципах следующей технологической ступени — гидростатической трансмиссии (ГСТ).

Переход с механической трансмиссии на гидростатическую (минуя гидромеханическую и далее ГМТ с планетарным поворотом и блокировкой ГТР)  на ТМ10 резко повысил надежность и улучшил потребительские свойства бульдозера. Выбор типа трансмиссии был определен опытом использования этой технологии ведущими мировыми производителями.

 

Так все  производители включили в программу линейки бульдозеров с Гидростатической трансмиссией: LIEBHERR -  PR Litronic массой от 10 до 50 тонн только на ГСТ  выпускает более 30 лет (первопроходец и законодатель); John Deere с 2000г.  - 750J, 850J, 1050J мощностью 105-250 л.с., 15-35 тонн массы; KOMATSU D37-D39 EX, D63 массой до 15-и тонн; CATERPILLAR модели D3K, D4K, D5K, D6K - фактически десятый класс (поставщик гидромашин BOSCH-REXROTH, Parker), а также имеет линейку гусеничных погрузчиков до 30 тонн только с гидростатической трансмиссией; NEW HOLLAND D150 - 20-ть тонн; ЧЕТРА Т-11.01К1С - до 22-х тонн, и готовится Т9. Отечественный лидер тракторостроения РФ завод «ЧТЗ-Уралтрак» также ведет разработки в данном направлении с 2006г. и произвел несколько рабочих экземпляров легкого бульдозера Б8 ГСТ.


Важно, что бульдозеры с ГСТ более просты по конструкции, чем механические и гидромеханические. С учетом использования высококачественных гидромашин BOSCH-REXROTH надежность их приближена к лучшим импортным образцам.

При этом ГСТ стало уже сейчас самой распространенной трансмиссией среди всех специальных строительных машин за счет использования на 100% современных экскаваторах и части наиболее продвинутых погрузчиках  гусеничных и колесных.  

Итог проделанной работы сформировал цену на рынке на бульдозеры нашего производства ТМ10 серии ГСТ всего на 10-20% выше «механики» и на уровне Б10, Б11, Б12, Б14 с ГМТ (ЧТЗ); в 2,5 раза дешевле импортных аналогов; и на 40% ниже бульдозеров ЧЕТРА.

Сравнительная таблица бульдозеров 9-15-го классов (ссылка).

С уважением, коммерческий директор завода «ДСТ-УРАЛ»

Евгений Калашников